Мегафон B2B
Разработка дилерского портала для мобильного оператора
пользователей
заявок от дилеров
данных обрабатываются ежедневно
интеграций
Разработка дилерского портала для мобильного оператора
пользователей
заявок от дилеров
данных обрабатываются ежедневно
интеграций
Рассказываем, как мы разработали многофункциональный B2B-кабинет для тысяч сотовых дилеров по всей России, интегрировали его с внутренними системами «Мегафона», обеспечили удобную обработку и визуализацию больших объемов данных.
Это был технологически сложный проект. Для его реализации нам пришлось подключиться к только запущенной «Фабрике микросервисов» заказчика, провести большую аналитическую работу по фильтрации данных биллинга из КХД, внедрить Tarantool, gRPC и другие непростые решения.
«Мегафон» входит в топ-3 крупнейших мобильных операторов России. Компания была создана в 1993 году и сегодня предоставляет телекоммуникационные услуги более чем 70 миллионам абонентов.
Дилерская сеть «Мегафона» насчитывает несколько тысяч партнеров по всей стране: это салоны связи, стенды в торговых центрах, на заправках и другие торговые точки.
Дилеры продают сим-карты, подключают абонентов и переводят их на другие тарифы — все эти действия им необходимо отражать в отчетности и регулярно передавать в «Мегафон».
Ранее в компании уже существовал личный кабинет для загрузки дилерских отчетов и расчета вознаграждений, однако он был ограничен в функциональности и возникали сложности с технической поддержкой пользователей. Поэтому «Мегафон» обратился к нам за разработкой полноценного дилерского портала, который автоматизировал бы весь комплекс процессов по взаимодействию с партнерами.
Задачи
В рамках проекта команде Aero необходимо было решить следующие задачи:
- Интегрировать внутренние системы заказчика, касающиеся взаимодействия с партнерами, и собрать все нужные данные в едином интерфейсе.
- Обеспечить быструю и гибкую работу с данными: фильтровать их по большому числу параметров, создавать разные типы отчетов, ускорить процессы обработки.
- Дать возможность сотрудникам «Мегафона» и его партнерам отслеживать эффективность продаж услуг связи с помощью понятной инфографики.
- Автоматизировать процессы создания отчетов и заявок, расчета вознаграждений, документооборота и взаимодействия со службой безопасности.
- Информировать дилеров о региональных новостях и акциях.
- Разграничить доступ к информации в зависимости от уровней и ролей пользователей.
Заложить возможность масштабирования портала: создавать новые страницы, виды заявок и другие функциональные элементы.
Как устроен личный кабинет пользователя
Авторизация на портале происходит с помощью интеграции с SSO-системой «Мегафона». Личный кабинет включает несколько разделов: отчеты, вознаграждения, обращения, новости, документы, уточнения по фроду и информацию о партнерской сети.
Доступ к информации разграничен по филиалам: представители дилеров и сотрудники «Мегафона» видят только те данные, которые относятся к их филиалам. В зависимости от роли пользователя набор его прав в личном кабинете может быть ограниченный или расширенный: от чтения до удаления файлов.
Профиль дилера в личном кабинете и в общем разделе партнерской сети формируется на основе данных из SFA-системы.
Новости
Для оповещения дилеров о новостях и акциях мы создали новостной раздел, в котором отображается как общая информация, так и региональная для конкретных филиалов.
Пользователь может найти нужную новость по тексту или тегам в форме поиска, результаты выдаются в виде динамической новостной ленты — подгружаются при прокрутке. Также мы добавили возможность подписаться на новые публикации и получать email-уведомления.
Для создания новостей мы разработали удобную админку с формами добавления текстов, тегов, изображений и с настройками публикации. После создания новости ее можно модерировать, опубликовать или удалить.
Интерактивные отчеты
Страница с отчетностью включает всю статистику по продажам, остаткам сим-карт и активности абонентов. Сотрудники «Мегафона» могут посмотреть, сколько абонентов подключилось в интересующем их регионе, с помощью каких партнеров, на какие тарифы они переводили клиентов, какие дополнительные услуги им подключали и т. д. Дилерам же удобно мониторить эффективность продаж и выполнение KPI по своей торговой точке или филиалу.
Мы настроили интеграцию с S3-совместимым хранилищем данных, откуда сервис забирает отчеты для дальнейшей обработки. Поскольку это были огромные объемы разрозненных данных, нам пришлось провести серьезную аналитическую работу и продумать сложную систему фильтрации, чтобы пользователи могли формировать выгрузки по нужным им срезам данных.
Для каждого типа отчета мы настроили подходящий вид отображения: таблицы, графики, круговые диаграммы и так далее. Учли необходимые диапазоны дат и прочие характеристики. При загрузке в хранилище новых данных отчеты обновляются в личном кабинете в реальном времени.
Раздел отчетов был наиболее сложным в реализации из-за больших объемов данных: необходимо было ежедневно выгружать сотни миллионов записей с суммарным весом около 100 ГБ. Если во всех остальных разделах мы управляли данными с помощью PostgreSQL, то здесь эта СУБД не подошла — на формирование каждого отчета уходило по 20-30 секунд.
В качестве более быстрого решения мы подключили Tarantool с шардированием, который хранит данные в оперативной памяти и сохраняет резервные копии. Его сложно внедрять: просто из «коробки» не получится, нужно писать код. Зато с помощью этого мы добились создания отчетов за комфортные полсекунды.
Вознаграждения
На основе отчетов о продажах сотрудники «Мегафона» рассчитывают комиссионные вознаграждения для дилеров. Начисления автоматически отражаются в личном кабинете, и партнеру сразу видно, сколько он заработал.
Для этого мы интегрировали сервис с внутренней системой управления вознаграждениями. В отдельной вкладке хранятся все документы по начисленным комиссиям. Также добавлена возможность для дилера согласовать размер вознаграждения или запросить перерасчет.
Фрод
На отдельной странице «Уточнения» мы вывели информацию по накруткам продаж (фроду), которую выявляет отдел безопасности «Мегафона». Его сотрудники ежемесячно загружают на портал гигантские неструктурированные отчеты. Далее они автоматически обрабатываются, фильтруют информацию по нужным уровням дилеров и отображаются в понятном виде.
В личном кабинете дилеры могут посмотреть данные по накруткам продаж в своей торговой точке или филиале, а в отдельной вкладке — оспорить их в случае несогласия.
Обращения
Раздел заявок позволяет дилерам сообщать о проблемах и получать обратную связь от техподдержки.
Мы разработали конструктор для более чем 20 тем заявок — от некорректного начисления комиссий до неполадок на сайте. Поскольку периодически возникают и другие ситуации, мы заложили возможность масштабирования — при необходимости можно быстро создать новый вид обращения.
После заполнения заявки дилером она автоматически отправляется во внутреннюю систему обращений заказчика с дальнейшим возвратом статусов: зарегистрировано, в работе и т. д. Кроме того, для заявок создается чат, в котором каждая из сторон может добавить комментарий или прикрепить файл.
Для этого блока мы серьезно проработали статусную модель со всеми возможными сценариями. «Перепрыгнуть» через статус нельзя — например, закрыть обращение можно только после его выполнения, а недоработанную заявку можно открыть заново. Это в том числе помогает руководству «Мегафона» отслеживать эффективность отработки обращений.
Особенности реализации портала
Незадолго до старта проекта «Мегафон» запустил корпоративную «Фабрику микросервисов» с доступом для сторонних команд разработки. Заказчику такой подход обеспечил максимальную безопасность данных, а наша команда пополнила свой опыт — мы научились работать с еще одной крупной платформой, посмотрев на процессы изнутри.
Поскольку проект предполагался масштабным, мы разбили разработку на функциональные блоки, которые поэтапно выводили в продакшн: первыми запустили разделы новостей и вознаграждений, затем остальные. Это позволило заказчику не ждать окончания всего проекта, а получить готовое решение с частичной функциональностью, которым можно сразу пользоваться.
Технологический стек был выбран на основе перечня разрешенного ПО в «Мегафоне». Проект выстроен с помощью микросервисной архитектуры, backend-часть разрабатывалась с помощью языка Go и технологии gRPC, frontend — на фреймворке Next.js. Хранение данных обеспечивалось с помощью двух видов СУБД: PostgreSQL и Tarantool. Тестирование проводилось во внутренней системе заказчика.
Интерфейс мы разработали на основе брендбука «Мегафона» и адаптировали его под разные браузеры, экраны и мобильные устройства.
Результаты
В рамках пилотного запуска мы подключили 100 дилеров. Всего портал рассчитан на 15 000 пользователей и одновременно 5 000 человек.
Запуск B2B-портала позволил «Мегафону» упростить работу с большими объемами данных, автоматизировать все процессы взаимодействия с дилерами и сделать их прозрачнее. С помощью удобной инфографики мы полностью закрыли потребность пользователей в регулярном мониторинге своих KPI. Им больше не нужно копаться в сложных отчетах и искать нужные цифры — все данные теперь можно легко и быстро посмотреть в личном кабинете.
Мы подбираем индивидуальные условия и схемы работы под конкретный проект, продукт и набор ИТ-систем.
Расскажите о целях, задачах, сроках и бюджете вашего проекта как можно подробнее. Это поможет нам лучше вникнуть и сделать вам предложение намного быстрее.
Мы нарисовали первый eCommerce стикерпак, чтобы вам было еще проще обмениваться своими эмоциями!
TelegramВ ближайшее время
с Вами свяжется наш менеджер
Во время отправки формы произошла ошибка.
Позвоните нам по телефону +7 (495) 120-12-38 или напишите на почту info@aeroidea.ru.
Во время загрузки файла произошла ошибка.
Отправьте его нам на почту info@aeroidea.ru с указанием ваших контактов.